«Я докажу, что чудеса можно делать своими руками» — в этой известной цитате заключается квинтессенция жизни великой Энне Бурда (Aenne Burda). Она была рождена, чтобы собственноручно творить чудеса и помогать другим делать это. Не так давно, в 2005 году, в возрасте 96 лет ушла из жизни легенда нескольких поколений, но её имя и великое дело живут и здравствуют. У Энне Бурда есть чему поучиться (и не только шитью)…
Есть женщины в немецких селеньях…
28 июля 1909 года в семье железнодорожника из Оффенбурга (Германия) родилась дочь Энне-Магдалене Леммингер. Как и положено добропорядочным девушкам-простолюдинкам того времени, Энне до 17 лет училась в церковно-приходской школе. Она дружила с цифрами и арифметикой, поэтому начала трудовую деятельность кассиром на заводе, а чуть позже — бухгалером по учету долгов в местной типографии и издательстве «Бурда». Принадлежали издательство и типография доктору Францу Бурда, за которого Энне вышла замуж в 1931 году. Теперь она работала на семейный бизнес, который между тем уверенно пошел в гору.
Это было первое серьёзное достижение. Энне Леммингер, простолюдинка из рабочего квартала с неполным средним образованием, превратилась в успешную бизнес-леди и светскую даму. Природное чувство прекрасного вкупе с трудолюбием позволяли Энне выглядеть «на миллион долларов» во время светских раутов. Она всегда была одета безупречно, умела носить драгоценности и поражала изысканными манерами.
Франц Бурда сделал верный выбор, разглядев в скромной бухгалтерше настоящий «бриллиант». Но у него не хватило ума оценить её по достоинству — он завел на стороне любовницу, которая родила ребенка, и даже подарил ей издательство.
Энне в то время было уже 40 лет, в браке с Францем она родила троих сыновей — Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Известие об измене мужа буквально подкосило её, но скромная и добропорядочная мать семейства оказалась неробкого десятка — она решила бороться до конца. В 1949 году Энне получила в полное распоряжение то самое издательство в соседнем городке Лар, которое её любвеобильный муж подарил некоей Эффи Бройер. Вместе с ветхим зданием убыточного издательства Энне достались хлопоты по взысканию задолженностей на 200 тысяч марок.
Беспроигрышная бизнес-идея Энне Бурда
По признанию самой Энне, если бы не проблемы в личной жизни, она никогда не создала бы Burda Moden. Она очень слабо представляла издательскую деятельность, но злость на мужа придавала ей силы. А ещё у неё была беспроигрышная идея для бизнеса, лежащая буквально на поверхности. Додуматься до неё и реализовать смогла именно Энне Бурда.
Идея была следующей — в послевоенные годы женщинам катастрофически не хватало новой одежды. Не было денег на ателье, готовая одежда стоила баснословно дорого. К счастью, ткани были вполне доступны по цене, но профессионально шить умели немногие. Женщины ходили в перелицованных довоенных вещах, а женская душа просила праздника.
Энне не откладывала дела в долгий ящик — она привлекла лучших специалистов по дизайну моделей одежды и разработке выкроек. Даже переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. И уже через год, в 1950-м, увидел свет первый номер журнала Burda Moden. Главным его отличием от других журналов мод были простые и очень точные выкройки в натуральную величину. Любая женщина могла самостоятельно сшить по ним наряды. Стоит ли говорить, каким успехом стал пользоваться журнал Burda Moden у женщин Германии!
Разумеется, у журнала Burda Moden вскоре появились конкуренты, но ни один из них не мог соперничать с изысканностью и простотой моделей одежды, а также с точностью выкроек. Идеальные выкройки — главный козырь журналов Энне Бурда. Сшил, одел и пошел! Вне зависимости от того выкройки вечерних платьев, пальто, брюк, пиджаков, курток или даже свадебных платьев вы опробуете, результат будет один — готовое изделие сядет по фигуре идеально и практически без примерок. Сбылась мечта женщин Германии (и не только) — теперь можно прилично сэкономить на портнихах и быть всегда модно одетой.
От автора:
Моё знакомство с журналами Бурда Моден произошло в конце семидесятых. Несколько номеров журнала 1970-71 годов (на немецком и французском языках), уже изрядно потрепанные, с оторваннымися обложками, хранились у нас в доме (они и сейчас есть!). Их привезли из заграничной командировки мои родители. Журналы не валялись без дела — по ним мама обшивала себя и всю семью.По слухам, одной из женщин-моделей в Burda Moden выступала сама Энне Бурда. Что ж, вполне вероятно. На страницах этих номеров присутствует женщина средних лет с безупречной фигурой и внешностью, но действительно ли это Энне, судить не берусь.
Вторая встреча с Бурда Моден произошла в конце 80-х, когда журнал пришел в СССР. Но об этом отдельная история.
Бурда Моден — экономическая экспансия в действии
Поначалу журнал Бурда Моден состоял исключительно из моделей одежды для женщин (именно такими были номера 70-х годов у меня дома). В 80-х годах Энне Бурда переняла тактику конкурентов, к примеру, журнала «Modische Maschen», и расширила темы для публикации.
В Бурда Моден появились модели детской и мужской одежды, советы по домоводству, кулинарии, рукоделию. Именно такой Бурда Моден увидели советские женщины. Первый выпуск русскоязычной версии вышел 8 марта 1987 года тиражом 100 тыс.экземпляров. И это был самый лучший подарок к Международному Женскому Дню, который можно представить!
Да-да, мы прекрасно помним это сенсационное событие. Журнал-мечта всех советских модниц начал издаваться на русском языке. Появилась телевизионная программа «Бурда Моден представляет» с видео-уроками по шитью. Но и это ещё не всё — издательство Burda Moden стало выпускать целый ряд женских журналов на территории СССР, а затем и в странах СНГ.
Разумеется, поначалу русскоязычные версии журнала Burda Moden заметно отличались от зарубежных. И в этом не было секрета. Чтобы сделать журнал как можно более доступным по цене, пришлось сократить количество страниц, использовать менее качественную бумагу и т.д. Но даже в «облегчённом» виде этот журнал пользовался устойчивым спросом.
Энне Бурда — женщина-легенда
Итак, Энне Бурда в очередной раз лихо обошла конкурентов и первой «застолбила» завидный кусок рынка с миллионами благодарных читателей. Она действовала напрямую через правительство страны (по слухам, с поддержки супруги первого президента СССР — Раисы Горбачевой). Что и говорить, в 78 лет Энне было не занимать энергии и деловой хватки! Да и выглядела она всё также — «на миллион долларов», о её точном возрасте невозможно было догадаться.
Почти до середины 90-х годов Энне лично вела редакторскую колонку журнала Burda Moden, участвовала в руководстве издательством. Затем передала дела младшему сыну Хуберту и в 1994 году издательство Burda Moden стало частью крупного медийного концерна Hubert Burda Media. Именно в этом году журнал начал издаваться в КНР. Как и в СССР, он стал первым западным журналом, издаваемым на территории страны.
Выйдя на заслуженный отдых, давно уже бабушка и прабабушка, Энне занялась живописью. К 95-летию одна из улиц её родного Оффенбурга была торжественно названа Аллеей Энне Бурда. К 100-летию этой женщины-легенды была написана книга-воспоминание «Энне Бурда: Бурда Моден – это я!» (автор Уте Дамен).
Журнал Burda Moden в настоящее время переименован в Burda Fashion. Он имеет самый большой тираж в мире среди женских журналов и выпускается в 120 странах.